Контроль ресурсов ВС
Программный комплекс «Контроль ресурсов ВС» предназначен для отслеживания ресурсов компонентов воздушного судна (ВС) и их агрегатов, а также для контроля выполнения технического обслуживания (ТО) воздушного судна, служебных бюллетеней и директив летной годности. Кроме того, его можно использовать для контроля периодической поверки приборов, измерительного оборудования и другой техники. Имеющиеся в комплексе средства настройки позволяют описывать конфигурацию любого воздушного судна и любые виды периодического технического обслуживания.
В комплексе автоматизирован учет наработки воздушного судна, его компонентов (основных изделий) и агрегатов в рейсе и на ТО. Ведется история наработки. Реализовано продление назначенного ресурса (НР) и/или межремонтного ресурса (МР) компонентов воздушного судна и их агрегатов. Ресурс можно продлять в процентах или в абсолютных величинах. Прогнозируются сроки окончания ресурсов, в зависимости от средней наработки ВС за указанный пользователем период. Устанавливаются критерии раннего предупреждения пользователя об окончании ресурса.
Функциональные возможности
Описание конфигурации воздушного судна. С помощью, так называемого, шаблона описываются различные компоненты воздушных судов, эксплуатируемых в авиакомпании, а также виды технического обслуживания, служебные бюллетени, директивы летной годности и прочее. Программа допускает любое покомпонентное описание воздушного судна. Обычно это планер, двигатель, ВСУ, но пользователь может при желании описать другие компоненты. Описание компонентов в свою очередь разбивается на группы такие, как агрегаты, ТО, директивы и бюллетени. В общем случае описание элементов всех групп одинаково, но имеются свои особенности, например, для агрегатов указывается чертежный номер, а для директивы - номер директивы. В описании каждого элемента группы, например, агрегата, указывается назначенный заводом изготовителем ресурс, действие по окончанию ресурса (осмотр, замена и т.д.) и тип действия (обязательное, рекомендованное и т.д.). Можно указывать советы по ремонту и подробную инструкцию. Если установить флаг «Предупреждать заранее», то программа будет заранее предупреждать об окончании ресурса данного агрегата, например, когда осталось менее 10% ресурса, в зависимости от прогнозируемого среднего налета ВС. | |
Компоненты воздушного судна. На каждый компонент (основное изделие) воздушного судна заводится своя карточка, в которой указывается заводской номер компонента и шаблон, описывающий состав компонента. Для компонента учитываются даты начала эксплуатации и последнего ремонта, а также назначенный ресурс, межремонтный ресурс и соответствующие наработки. Ведется история наработки в рейсе и на ТО. Программа позволяет продлять назначенный ресурс и/или межремонтный ресурс компонента и автоматически всех его агрегатов. Можно посмотреть историю движения компонента. | |
Состав воздушного судна описывается на уровне компонент. Указывается заводской номер и тип ВС, а также список компонентов, относящихся к данному воздушному судну. Ведется история наработки воздушного судна в рейсе. Рассчитывается средняя наработка воздушного судна за указанный в параметрах настройки программы период. Средняя наработка используется для прогнозирования даты окончания ресурсов компонентов и их агрегатов. Дополнительно указываются основные характеристики воздушного судна и отображается история ремонтов. | |
Справки о наработке в рейсе и на ТО. Выбирается тип справки: в рейсе или на ТО. Для рейса указывается дата справки, номер рейса и воздушное судно. Далее вводится наработка в рейсе по каждой компоненте в отдельности. Повторно вводить наработку для одинаковых единиц измерения в разных компонентах не нужно. По каждой единице измерения наработка вводится один раз и распространяется на все компоненты автоматически. Имеются расчетные единицы измерения. Для ТО указывается дата справки, номер карты-наряда и список форм ТО. Далее выбирается компонент или воздушное судно и вводится наработка на ТО. | |
Контроль ресурсов. Отображается список всех воздушных судов, их компонентов и агрегаты компонентов в виде иерархии. Иерархия строится на основании описания состава воздушных судов и описания компонентов (шаблона). В иерархии отображается обобщенное состояние ресурса с применением семафоров. Черный семафор говорит о том, что агрегат не установлен, красный – ресурс исчерпан, желтый – ресурс скоро закончится, зеленый – ресурс в норме. При выборе в иерархии компонента или агрегата отображается детальная информация о состоянии его ресурса. Показывается назначенный и межремонтный ресурс, наработки с начала эксплуатации и после последнего ремонта, остаток назначенного и межремонтного ресурса и прогнозируемая дата окончания того или иного ресурса. Здесь же можно установить агрегат на воздушное судно, указав его заводской номер, или снять агрегат и переместить его на склад. Можно сформировать отчет о состоянии ВС или отдельного его компонента. Отчет формируется для выбранной ветки иерархии. При каждом запуске программы автоматически проверяются ресурсы ВС. При обнаружении компонентов или агрегатов, у которых ресурс исчерпан или скоро закончится, программа выдает сообщение со списком таких агрегатов. |
|
Карта замены изделий. Для формирования карты замены изделий можно задать условие отбора изделий (агрегатов) по остатку ресурса в абсолютных величинах, в процентах или по прогнозируемой дате окончания ресурса. Условие отбора задается на все компоненты сразу или на отдельно выбранные компоненты. Отдельно можно отбирать агрегаты на очередную лабораторную проверку. В результате формируется список агрегатов, удовлетворяющих условию отбора. Этот список можно дополнять вручную. Для каждого отобранного агрегата показаны его ресурсы, наработки и остатки ресурсов. Далее принимается решение, какие работы нужно выполнить по каждому изделию и предполагает ли выбранный вид работы замену изделия. Вид работы выбирается из специального справочника. После сохранения карту замены изделий можно вывести на печать и еще можно распечатать заявку на комплектацию ВС для получения со склада изделий, подлежащих замене. |
|
Отдельно ведется журнал продления ресурсов и журнал выполненных ремонтов. В записи журнала о продлении ресурса компонента или агрегата указывается дата, заводской номер, вид ресурса (назначенный и/или межремонтный). Ресурс продляется в процентах или в абсолютных величинах. В записи журнала ремонта воздушного судна, компонента или агрегата указывается заводской номер, дата и номер очередного ремонта, а также причина ремонта и организация, выполнившая ремонт. От указанной в журнале даты последнего ремонта начинается отсчет межремонтного ресурса. | |
Реестр агрегатов. В программном комплексе автоматически ведется отдельный реестр агрегатов, который позволяет оперативно определить местоположение агрегата и посмотреть его текущее состояние. Здесь можно при желании корректировать ресурс и наработки агрегатов. Можно посмотреть всю историю перемещения агрегата (движение агрегата) и справки о наработке агрегата в рейсе и на ТО. | |
Карточка учета неисправностей авиатехники (КУН АТ). Реализована в соответствии с приказом ФАС России от 26.06.1997 № 134. Предназначена для регистрации отказов и неисправностей авиационной техники. Содержит первичные данные о надежности эксплуатируемой авиатехники. Формирование печатной формы КУН АТ и справки о количестве неисправностей АТ. Экспорт КУН АТ в текстовые файлы для передачи их в ГЦ БП с перекодировкой данных в соответствии с отраслевыми кодификаторами и ГОСТ 18675-79. Карточку КУН АТ можно заменить на специальный программный модуль «Учет отказов и неисправностей», в котором реализовано ведение единой базы по обнаруженным дефектам и отказам, выявленным в процессе эксплуатации и технического обслуживания (ТО) воздушных судов (ВС) российского и зарубежного производства. |
|
Связь со складом АТБ. Программный комплекс «Контроль ресурсов ВС» можно использовать автономно, как отдельную программу, но лучше его использовать совместно с модулем «Склад АТБ. Расходная кладовая». В этом случае можно со склада по картам-нарядам устанавливать или снимать агрегаты с воздушного судна. Отслеживается весь цикл движения агрегата от его приобретения до списания, в том числе передачу и возврат из ремонта. При этом ресурсы и наработки агрегата сохраняются на его карточке и при установке агрегата на другое воздушное судно их не нужно заново вводить. |
Программный комплекс работает в многопользовательском сетевом режиме. База данных хранится на SQL сервере. Широкий набор функций по управлению правами пользователей. Выборка информации по произвольному запросу. Экспорт в Word и Excel. И многое другое.
Вышла новая версия программного комплекса «Контроль ресурсов ВС». Добавлены следующие функциональные возможности:
- Более гибкое описание конфигурации воздушного судна. Добавлен справочник «Виды компонентов»
- Расширено описание ресурсов. Добавлен справочник «Единицы измерения ресурсов». Можно описывать вычисляемые единицы измерения ресурсов. Можно управлять прогнозом срока окончания по каждому ресурсу в отдельности.
- Добавлено описание основных характеристик воздушного судна
- Добавлено управление движением компонентов (установка, снятие, перемещение на другой борт)
- Ведение истории движения компонентов и агрегатов
- Ведение истории ремонтов
- Ведение истории продления ресурсов