Программа учета ГСМ, в полном объеме представляет собой целый программный комплекс, который предназначен для учета остатков и движения топлива на складе ГСМ (горюче-смазочные материалы).
Программный комплекс разрабатывался для топливозаправочного комплекса, имеющего склад для авиатоплива, собственную автозаправочную станцию и собственный парк автотранспорта. Авиатопливо на склад прибывает в железнодорожных цистернах, автотопливо – в автоцистренах. Топливозаправочный комплекс имеет собственное топливо и топливо на ответственном хранении. Воздушные суда заправляются спецтехникой – топливозаправщиками. Для расчета стоимости услуг по заправке воздушных судов применяется гибкая ценовая политика. Кроме спецтехники имеется парк других видов автотранспортных средств, работающих в подразделениях и для контрагентов. Автотранспорт может заправляться на собственной АЗС, по топливным картам, за наличный расчет, по безналичному расчету. Также по АЗС может быть заключен договор на заправку транспорта контрагента. Предусмотрена связь с бухгалтерским учетом.
Программа для учета ГСМ. Состав и основные функции
Программный комплекс для учета ГСМ состоит из четырех АРМов (автоматизированных рабочих мест):
- АРМ Оператора по заправке ВС (авиатопливо)
- АРМ Оператора АЗС (автотопливо)
- АРМ Инженера по взаиморасчетам (авиатопливо)
- АРМ Бухгалтера по учету ГСМ (авиатопливо и автотопливо)
АРМы взаимосвязаны между собой, но в каждом решаются свои задачи. Набор АРМов зависит от нужд предприятия.
В АРМе Техника-кладовщика и АРМе Оператора АЗС ведется количественный учет движения топлива (приход, расход по расходным ордерам и требованиям на заправку ВС) в двух единицах измерения (литры и килограммы). Складской учет в АРМах Техника-кладовщика и Оператора АЗС может работать автономно от других АРМов, но АРМы бухгалтера и инженера по взаиморасчетам работают на основании данных складского учета.
В АРМе Оператора по заправке ВС
На складе ведется учет топлива предприятия и топлива, принятого на ответственное хранение. Храниться может как топливо авиакомпаний, так и топливо контрагента, предназначенное для дальнейшей реализации.
Если топливо на складе хранится в резервуарах, то ведутся электронные градуировочные таблицы по резервуарам. Есть возможность ведения порезервуарных передаточных журналов с автоматическим расчетом объема топлива в резервуаре по высоте взлива и массы топлива в килограммах по введенной плотности.
В АРМе также регистрируются требования подразделений на получения авиа ГСМ в подотчет.
В АРМе Оператора АЗС также могут вестись электронные градуировочные таблицы по резервуарам и электронный порезервуарный передаточный журнал.
В АРМе возможна регистрация заправки собственного автотранспорта по путевым листам. (Сами путевые листы при этом выписываются в подсистеме Спецтранспорт и путевые листы. При ведении на предприятии учета путевых листов в полном объеме, информация о заправке транспортного средства на собственной АЗС попадает в путевой лист автоматически.)
В АРМе возможна так же регистрация заправки автотранспорта контрагента по зарегистрированному списку (государственные номера автотранспорта или номера топливных карт, выданных контрагенту). Предусмотрен подробный отчет по заправке автотранспорта контрагента за период.
В АРМе также регистрируются требования подразделений на получения авто ГСМ в подотчет.
Движение топлива на АЗС ведется в двух единицах измерения литрах и килограммах с учетом плотности.
В АРМе Бухгалтера по учету ГСМ ведется учет по количеству (основная единица измерения килограммы) и стоимости горюче-смазочных материалов.
Приходные и расходные накладные бухгалтерского учета формируются на основании данных из приходных и расходных документов, выписанных в АРМах Оператора по заправке ВС и Оператора АЗС.
По приходным накладным бухгалтерского учета формируется учетная цена горюче-смазочных материалов на предприятии. Собственное топливо учитывается по средним ценам, а топливо на ответственном хранении по партионным. В АРМе формируются отчеты по движению топлива для контрагентов – хранителей топлива.
В бухгалтерском учете ведется так же учет горюче-смазочных материалов в подотчете (ГСМ в подразделениях). Топливо в подотчет попадает при регистрации требований подразделений на получения авиа и авто ГСМ, введенных в АРМах Оператора по заправке ВС и Оператора АЗС, при заправке собственного автотранспорта собственным топливом (АРМ Оператора АЗС), а так же из подсистемы Спецтранспорт и путевые листы при регистрации заправки автотранспорта на стороне (наличный и безналичный расчет).
Рис. 5 Списание с автотранспорта в бухгалтерском учете |
ГСМ из подотчета по подразделению списывается бухгалтером на основании акта списания. А по автотранспорту на основании данных, рассчитанных в подсистеме Спецтранспорт и путевые листы.
|
В АРМе предусмотрена гибкая настройка шаблонов для формирования проводок
Полный перечень программного обеспечения для аэропортов и авиакомпаний